КАК БУДУТ УЧИТЬ
ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?
На
сегодняшний день образовательные программы, учебники, количество часов
останутся прежними. Изменится подход к их изучению. По требованию новых
стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило,
но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями,
самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Поэтому в
требованиях нового стандарта - формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков,
компетенций. Если, к примеру, говорить о математике, то первоклассник должен
научиться оценивать количественные и пространственные отношения, он должен
использовать эти знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений.
Но родители не должны этого бояться и воспринимать как чрезмерную нагрузку.
Знания он будет получать, по сути, те же самые, но не как абстрактный набор
далеких от его интересов фактов, а с пониманием, зачем ему это надо знать, где
и как это можно применять. То есть он не просто научится
считать 2+2, а будет понимать: что такое число, сколько это, много или мало,
уметь это проговаривать, правильно задавать вопросы. Вот этому мы и обязаны
учить, начиная с первого класса. Невозможно от ребенка, который только зубрил, зубрил, зубрил, в старших классах потребовать
рассуждений, сравнений, проведения аналогий в истории и литературе, способность
написать эссе. Этому нельзя научиться за два года. Этому нужно учиться с
первого класса. В этом идея стандартов. Работа с родителями по
новым ФГОС с 2011 года в рамках реализации
национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» начинается переход
начальной школы на стандарты второго поколения.
В
нашем лицее есть реальные условия для перехода в ФГОС. И это не только
материальная база, это профессиональные кадры. Учителя лицея работают по
различным образовательным системам: «Перспективная начальная школа», развивающая
система Занкова, «Школа России». Главными дидактическими принципами обучения
являются: - преподавание на высоком уровне сложности, -личностно-ориентированный
подход в обучении, - формирование у учащихся умения учиться, планировать свою
деятельность, самостоятельно добывать знания, взаимодействовать с педагогом и
сверстниками в учебном процессе.
Сейчас
все хорошо понимают, что ориентировка обучения только на формирование у младших
школьников знаний-умений, связанных с освоением учебного предмета, не может
привести к серьезным результатам в развитии личности ученика; необходимо, чтобы
в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность, которой занимается
ребенок, – ее цель, мотив, конкретные учебные действия и операции. Только в
этом случае учащийся становится активным участником деятельности или, как
говорят психологи, ее субъектом. Вот почему в стандартах второго поколения на
решение задачи формирования учебной деятельности обращается особое внимание:
«На ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование
основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение
принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать
свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с
педагогом и сверстниками в учебном процессе».
Успешное
обучение в начальной школе невозможно без формирования общеучебных умений,
таких умений, которые не зависят от конкретного содержания предмета. Например,
уже на первых уроках обучения грамоте перед ребенком ставятся учебные задачи, и
сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет
последовательность учебных операций , которые
осуществляет для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники
ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для
этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной
задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность,
проанализировать «качество» каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый
согласный), обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью. В начале
обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени,
и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным
содержанием.
Теперь
главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить
план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому. Обратим
внимание еще на одно положение стандарта. Начальное образование должно
гарантировать «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и
индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей
с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого
потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и
расширение зоны ближайшего развития». Не секрет, что класс младших школьников
не бывает однородным: кто-то пришел в школу бегло читающим, а кто-то читает по
слогам; у одного ученика богатая фантазия и хорошая речь, а другой двух слов
связать не может; один легко вступает в общение, другой испытывает большие
трудности в этом процессе. Можно ли добиться реализации цели развития всех
учащихся при их столь разных возможностях? Реально добиться этой цели можно,
если организовать процесс обучения как дифференцированный. Авторами современных
учебников были изменены подходы к дифференциации обучения, они отказались от
методики, при которой лишь увеличивается объем предлагаемого ученику материала
(сильные дети получают заданий больше, а слабые – меньше). Такое решение
проблемы не снимает саму проблему: способные дети задерживаются в своем
развитии, а отстающие не могут преодолеть трудностей, возникающих при решении
учебной задачи. Основой дифференциации стал учет сформированности учебной
деятельности школьника, знание учителем того, какие ее компоненты у ребенка не
развиты, и на этой основе обеспечение восполнения пробелов и устранение
возникших трудностей.
Задания
стали разноуровневые, позволяющие не затормозить развитие сильных учащихся и
помочь слабым преодолеть трудности учения. При этом
каждый ученик имеет возможность попробовать решить любую задачу, пусть с помощью
других (учителя или сверстников), т. е. находящуюся в зоне ближайшего развития.
Например, второклассники выбирают по собственному усмотрению задание из рабочей
тетради. Одно задание – несложное: нужно по рисункам определить, какие
нарисованные предметы старинные, а какие – современные. Другое
задание труднее: ученик должен закончить предложения «Воздух, вода, растения,
животные, человек – это…»; «Растения, животные, человек – это…»; «Человек живет
не только среди природы, но и…». Как видно, при выполнении последнего
задания второклассник должен ориентироваться в понятиях «природа», «живая
природа», «общество» и правильно их применять, т. е. знать их характеристику.
Представим, что в классе есть три ученика, которые не приступят ко второму
заданию или выполнят его неправильно. Но факт участия их в обсуждении, которое
ведут успешные дети, даст им возможность понять свои ошибки и устранить их тут
же, на уроке. Выделим еще одно важнейшее положение стандарта второго поколения:
Стандарт исходит из признания ценностно-нравственного и системообразующего
значения образования в социокультурной модернизации современного российского
общества, удовлетворении актуальных и перспективных потребностей личности и
общества, развитии государства, укреплении его обороны и безопасности, развитии
отечественной науки, культуры, экономики и социальной сферы. Это положение
может рассматриваться как одна из стратегических линий перспективного развития
российского образования и, безусловно, означает необходимость ориентации
сегодняшнего процесса обучения на завтрашний день. Поэтому обучение должно быть
построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик
не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке организована так, что
требует от него усилия, размышления, поиска. Школьник имеет право на ошибку, на
коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализ
причин возникновения ошибок и неточностей и их исправление. Такой подход делает
личностно значимым процесс учения и формирует у школьника, как говорил психолог
А.Н. Леонтьев, «реально действующие мотивы».
Начальная
школа — принципиально новый этап в жизни ребёнка начинается систематическое
обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с
окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в
самовыражении. С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься
социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все
отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной
позицией — ролью ученика, школьника. Возрастает интерес детей к социальному
миру, истории, культуре, религии. Младшие школьники вступают в период более
широкого освоения духовных ценностей не только русского народа, но и других народов
России, разных стран мира. Дети являются членами коллективов, в которых есть
представители разных национальностей и национальных культур. Они участвуют в
традиционных народных праздниках, обрядах, религиозных действиях, тем самым
приобщаются к духовной культуре разных народов. Современные дети значительно
отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система
образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей.
1.
Резко возросла информированность детей. Расширение кругозора, рост эрудиции,
получение новых знаний о природе и обществе - несомненное преимущество
современных детей. Однако увеличение объёма информации, воспринимаемой детьми,
порой оборачивается негативной стороной. Информация часто бессистемна, чрезмерна,
агрессивна и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребёнка,
его личностному развитию.
2.
Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную
литературу. Телевидение, видео вытесняют чтение как познавательную и
художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения
ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и
воображения.
3.
Начальная школа не учитывает, что для школьника этого возраста весьма
актуальными остаются дошкольные виды деятельности. Слишком быстрое их замещение
занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия
для адаптации ребёнка к школе.
4.
Для жизнедеятельности современных детей характерно ограниченное общение со
сверстниками. День младшего школьника расписан по минутам: уроки в школе,
бассейн, языки, хореография, музыкальная школа, фигурное катание... Дворы и
дворовые коллективы как особая детская субкультура постепенно исчезают. Игры,
совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми
и сверстниками часто оказываются ограниченными во времени или вообще
недоступными для младших школьников. Это значительно затрудняет освоение детьми
системы моральных норм и взаимоотношений.
5.
Большинство современных детей, в отличие от детей прошедшего
XX в., не участвует в деятельности детских и подростковых общественных
организаций, поэтому лишены возможности приобрести опыт коллективных
взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо
общества.
Образование,
полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего
обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных
действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование
призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной
деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умения
принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и
оценивать учебные действия и их результат. Одной из отличительных черт проекта
является расширение общественного участия родителей в жизни школы. Родители
получают возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и более
активно вовлекаться в управление школой. В стандартах второго поколения на
решение задачи формирования учебной деятельности обращается особое внимание:
«На ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование
основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение
принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать
свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с
педагогом и сверстниками в учебном процессе». Обратим внимание еще на одно
положение стандарта. Начальное образование должно гарантировать «разнообразие
индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого
обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями
здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов,
обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития».
Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего
последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности
универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня
начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу
формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных
мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать,
контролировать и оценивать учебные действия
и их результат.