17 июля 2009 года
N 172-ФЗ
РОССИЙСКАЯ
ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН
ОБ
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ
АКТОВ
Принят
Государственной
Думой
3 июля
2009 года
Одобрен
Советом
Федерации
7 июля
2009 года
(в ред.
Федерального закона от
21.11.2011 N 329-ФЗ)
Статья 1
1.
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных
правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их
последующего устранения.
2.
Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов
(проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя
необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного
применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие
неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам
и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Статья 2
Основными
принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
(проектов нормативных правовых актов) являются:
1)
обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных
правовых актов;
2) оценка
нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми
актами;
3)
обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
4)
компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных
правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
5)
сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных
органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее -
органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества
при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
(проектов нормативных правовых актов).
Статья 3
1.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных
правовых актов) проводится:
1)
прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным
законом и Федеральным законом "О
прокуратуре Российской Федерации", в установленном Генеральной
прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике,
определенной Правительством Российской Федерации;
2)
федеральным органом исполнительной власти в области юстиции - в соответствии с
настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике,
определенным Правительством Российской Федерации;
3)
органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим
Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами
соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных
органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике,
определенной Правительством Российской Федерации.
2.
Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную
экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц
по вопросам, касающимся:
1) прав,
свобод и обязанностей человека и гражданина;
2)
государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной
службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного,
природоохранного
законодательства, законодательства о
лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность
государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской
Федерацией на основании федерального закона;
3)
социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или
муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
3. Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит
антикоррупционную экспертизу:
1) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской
Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации,
разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными
государственными органами и организациями, - при проведении их правовой
экспертизы;
2) проектов концепций и технических заданий на разработку проектов
федеральных законов, проектов поправок Правительства Российской Федерации к
проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами
исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при
проведении их правовой экспертизы;
(в ред.
Федерального закона от
21.11.2011 N 329-ФЗ)
3) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной
власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права,
свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус
организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов
муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в
уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации;
4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при
мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
(в ред.
Федерального закона от
21.11.2011 N 329-ФЗ)
4. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную
экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных
правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их
применения.
5. Органы,
организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых
актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие
мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом
органы прокуратуры.
6.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых
реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, проводится
органами, организациями, которым переданы полномочия реорганизованных и (или)
упраздненных органов, организаций, при мониторинге применения данных
нормативных правовых актов.
(часть 6
введена Федеральным законом от
21.11.2011 N 329-ФЗ)
7.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых
реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, полномочия
которых при реорганизации и (или) упразднении не переданы, проводится органом,
к компетенции которого относится осуществление функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей
сфере деятельности, при мониторинге применения данных нормативных правовых
актов.
(часть 7
введена Федеральным законом от
21.11.2011 N 329-ФЗ)
8. При
выявлении в нормативных правовых актах реорганизованных и (или) упраздненных
органов, организаций коррупциогенных факторов органы, организации, которым
переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций,
либо орган, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей
сфере деятельности, принимают решение о разработке проекта нормативного
правового акта, направленного на исключение из нормативного правового акта
реорганизованных и (или) упраздненных органа, организации коррупциогенных
факторов.
(часть 8
введена Федеральным законом от
21.11.2011 N 329-ФЗ)
Статья 4
1.
Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов)
коррупциогенные факторы отражаются:
1) в
требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении
прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством
Российской Федерации;
2) в
заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях,
предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3
настоящего Федерального закона (далее - заключение).
2. В
требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении
должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте
нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их
устранения.
3.
Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит
обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или
должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления
требования и учитывается в установленном порядке органом, организацией или
должностным лицом, которые издали этот акт, в соответствии с их компетенцией.
Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в
законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта
Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления,
подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего
органа и учитывается в установленном порядке органом, который издал этот акт, в
соответствии с его компетенцией.
4.
Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть
обжаловано в установленном порядке.
4.1.
Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях,
предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят
обязательный характер. При выявлении коррупциогенных факторов в нормативных
правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных
органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и
гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих
межведомственный характер, а также в уставах муниципальных образований и муниципальных
правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований
указанные акты не подлежат государственной регистрации.
(часть 4.1
введена Федеральным законом от
21.11.2011 N 329-ФЗ)
5.
Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях,
предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят рекомендательный характер и
подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или
должностным лицом.
(часть 5 в ред.
Федерального закона от
21.11.2011 N 329-ФЗ)
6.
Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении коррупциогенных
факторов, разрешаются в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.
(в ред.
Федерального закона от
21.11.2011 N 329-ФЗ)
Статья 5
1.
Институты гражданского общества и граждане могут в порядке,
предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет
собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу
нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Порядок и условия
аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов)
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.
(в ред.
Федерального закона от
21.11.2011 N 329-ФЗ)
2. В заключении по
результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны
выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта)
коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
3.
Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит
рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом,
организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный
срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или
организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный
ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о
способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Президент
Российской
Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Москва, Кремль
17 июля 2009 года
N 172-ФЗ